Previous Entry Share Next Entry
Дворец-санаторий "Украина"
svet_i_sila
Южнобережная, «санаторная» архитектура – особенная линия советского неоклассицизма. Здесь, опираясь на классические традиции, отчетливо просматривается влияние парковой римской и усадебной итальянской архитектуры.

 Свой расцвет данная линия получила уже после войны, так как до 1941 года большей частью в качестве санаториев использовались национализированные южнобережные имения и дворцы. В послевоенный же период было построено несколько крупных санаториев, вошедших в историю мировой архитектуры. Большей частью они располагались на кавказском побережье – санаторий «Грузия», «Ордженекидзе» (1937), «Мацестинская долина» (1948), «Металлург» (1956). Подобная популяризация Кавказа была объяснимой, именно он должен был принять большинство отдыхающих рабочих и крестьян. В то время как Крым, с более мягким, целебным климатом, предназначался для лиц привилегированных. Именно по тому на полуострове корпуса санаториев размещались в небольших, уютных старинных особняках и дворцах. Огромных сталинских южнобережных дворцов здесь не много.

Первым стал возведенный в 1948 году комплекс «Нижняя Ореанда», на месте некогда сгоревшего дворца Александра II. Он предназначался для отдыха правления партии. В 1955 году был сдан в эксплуатацию санаторий «Украина», находящийся в 20 километрах западнее Ялты, в поселке Мисхор. Именно в нем сталинская южнобережная архитектура получила свое грандиозное завершение.

Возведение здания было начато в 1950 году, по заказу "Лесбумпрома". Земельный участок на первой линии был выделен не самый удобный - 12 гектаров рыхлых и крутых мисхорских склонов в небольшой котловине (которая определяет особенный, более теплый микроклимат). Эти земли некогда относились к великокняжескому имению «Харакс», принадлежащему Георгию Михайловичу, внуку Николая I (усадьба которого нынче корпус санатория «Днепр»). Нужен был определенный талант архитектора, дабы вписать стометровое здание на 240 мест в эту «южно-итальянский» бэдленд (предварительно изъяв 50000 кубометров грунта).

Главным архитектором проекта стал архитектор Борис Васильевич Ефимович (в узкому кругу известный, как реставратор «Дворца на Яузе»). Именно его трудам принадлежит дворец в античном стиле, с разбитым вокруг циркулярным парком. Впрочем, автор переборщил, и так и не увидев завершения строительства, в 1953 году, «за излишнюю роскошь» был сослан в лагеря сроком на 10 лет. После «увольнения» главного архитектора, чрезмерно дорогое здание было передано профсоюзам, которые, расширив финансирование проекта, в дальнейшем использовали санаторий для размещения делегации коммунистических партий и профсоюзов из капиталистических стран.

Белоснежное 6-этажное здание главного корпуса, поднимающееся над морем более чем на 100 метров, облицовано оно инкерманским известняком, а цоколь и подпорные стены – прочным серым гаспринским, что создает чудесный эффект воздушности, полета здания, на фоне серых горных стен.




 

В главном корпусе располагаются лечебные кабинеты, бильярдные, библиотека. Венчает здание «античный храм» украшенный статуями советских граций (с венком из злаков, корзиной фруктов, и букетом цветов) – актовый зал, огромные окна которого, как бы, парят над морем. 

 

Отдельным корпусом был возведен первый в Союзе крытый бассейн с круглогодично подогреваемой морской водой.



Особого внимания заслуживает и парк, с пальмовыми и кипарисовыми аллеями, ливанскими и атласскими кедрами, лаврами и розами, центральной частью которого является грандиозная терраса к морю, украшенная статуями, фигурными светильниками, и множеством фонтанов.


 

 

 

Как писалось во многих путеводителях того времени, «этот южнобережный дворец строился всем Союзом!». И правда, столярные изделия поставляли из Бобруйска, резную дубовую мебель для обстановки номеров из Риги, паркет из Румынской Народной Республики, из Харькова электрооборудование, ценные породы камня из Урала, а художественные светильники, керамику, лепку, созданные по специальным эскизам, изготовляли на заводах Москвы.

 

Богатство интерьеров санатория было сказочным, коридоры жилых крыльев были украшены колоннами цветного известняка, росписями, лепкой, хрусталем. Полы выкладывались яшмой и мрамором.

  

 

 

Бесспорно, санаторий «Украина» был одним из самых привилегированных курортных заведений Союза. Зато сегодня не нужно быть «индийским гостем», чтобы поселится здесь (причем, нужно отметить, что и цены здесь далеко не самые кусающиеся). Хотя это вполне объяснимо - весь сервис остался на уровне тех сверкающих 50-х…  плюс ко всему прочему, сам дворец, со всем его шиком и лоском, порядком обветшал, и находится почти в аварийном состоянии… того и гляди, какая-нибудь лепнина на голову, да и оторвется... Огромный парк запущен, множественные фонтаны разбиты. В коридорах корпусов пахнет старьем и столовой…

Думаю, что руководству несомненно следовало бы последовать примеру многих российских коллег, и отремонтировав историческое здание, и вернуть ему былой статус «люкс», потому как ни на что иное подобный дворец претендовать не может.



  • 1
Не люблю классику, но каждый раз когда возвращаюсь на ЮБК, все эти дворцы, парки, павильончики вызывают у меня неописуемый восторг. Наверное сочетание крымской природы, климата и такой архитектуры - самое лучшее.
Про санаторий - очень познавательно, никогда не был на территории.

А я в восторге от этой архитектуры, так как все это великолепие строили ДЛЯ ТРУДЯЩИХСЯ. Где и когда было такое? Только в СССР.

То, что Ефимович был осуждён, вроде как не более чем легенда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account